ГЛАВНОЕ РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ Октябрь - Жёлтень

Октябрь - Жёлтень, Листопад

Славянские праздники

makosha-jovten1 октября Покрова Матери-Земли

С этого осеннего времени, когда замирает природа, Земля-Матушка начинает быстро покрываться желтой листвою, первым снегом, готовится к зимнему сну. Особенно Покрова почитали воины - охранники Земли Родовой. Поскольку смерть поджидает их на каждом шагу, воин берет с собой в поход грудочку родной земли, чтобы она оберегала его в военном походе. А когда случится, что смерть догонит витязя, то побратимы посыпят могилу землей, которую носил он возле груди. Вот тогда и считается, что родная земля его покрыла. Из Земли рождается человек-солнце, в Землю он и идет.

В этот день Мокоша (Матушка Земля) покрывается листьями и ложится отдыхать на всю зиму, вплоть до весны. Отныне тревожить ее нельзя, все полевые работы закончились. Женщины выносят хлеб на свое поле и жертвуют его Мокоше. А после этого обращаются к ней с такими словами:

Покровушка, Покровушка, покрой-ка мне головушку,

Покрой вялым листочком, красным платочком,

Покрой вялым цветочком, белым платочком.

Покрой, покрой нивушку, чтоб не болела меня спинушка,

Ни спина, ни голова, чтоб по весне здоровая была.

После этого женщина окропляет свяченой водой (вода из трех источников, освященная Волхвами на Водосвятие) края своей нивы, огорода, клумбы, приговаривая:

Где Дана ходила, водою святою кропила, там Покровушка листом землю покрывала, чтобы к весне сил набирала.

Для девушек Покрова - самый большой праздник: начинается сезон вечорниц. Девушки, которые никак не могут выйти замуж и дождаться сватов, выходят в рощи священные, кладут пожертвования под дуб самый старый и обращаются к Мокоше с такой просьбой:

Покровушка моя, Покровушка, покрой мою головушку,

Хоть не платком - так тряпкой, чтобы не осталась девкой.

 

После этого трижды обходит вокруг дуба по солнцу, приговаривая:

В роду росла, Богов величала, к дубу пришла, хлеб принесла.

Богам Светлым честь да слава, а мне молодой - венец да добрая пара.

 

Дуб - священное дерево Рода Всевышнего и батюшки Перуна. Девушки просили Бога Громовержца послать им лучшего воина в мужья.

После Покровы начинается еще и сезон свадеб. Если выпал снег - к счастью молодой паре. Предки после Второй Пречистой шутили: Пришла Пречистая - несет сватов нечистая, а как придет Покрова - заревет девушка, как корова.

Вечером, в канун Покрова, хорошие хозяева трижды бросают кусок помета «чтоб жилище было не курным», а на рассвете сжигают его в печи, «чтоб зимой сухим был дом».

Какая погода на Покрова, такой будет и зима. Если в этот день снег не покрыл землю, то уже не покроет ни в листопаде (ноябре), ни в грудне (декабре). Если до этого дня не осыплется листва с вишни - на теплую зиму, а облетит — на суровую. Утром ветер с юга, а после обеда с севера - начало зимы будет теплым, но впоследствии похолодает. Если ветер с юга низовой — зима будет теплой, с севера верхний - холодной, с запада - снежной; когда же на протяжении дня ветер будет изменять направление, то и зима будет неустойчивой.

Обрядовое блюдо на этот праздник - тыквенная бабка.

Готовят ее так:

1 небольшая тыква, 1 стакан молока, 0.5 стакана пшена (или риса), 2 столовые ложки сливочного масла, 200 г свежего творога, изюм, измельченные ядра орехов, сахар и соль по вкусу.

Тыкву помыть, аккуратно срезать верх и выбрать середину. Отварить пшено в молоке, смешать с творогом, орехами, изюмом, добавить сахар и соль по вкусу. В подготовленную тыкву положить кусочки масла (половину порции), выложить начинку, сверху положить остальное масло. Накрыть тыкву «крышечкой» и поместить в печь или духовку (если в духовку, то на пергаментную бумагу). Печь при температуре 150 градусов полтора часа.

 

15 октября Болотиха

Этот праздник приходится на середину осени (15 октября) - 21 день после рождения Мира. Праздник равнозначный (одинаково высчитывается) к Рахманскому Великодню 15 апреля, БелоБогу и ЧерноБогу (соответственно 15 июля и 15 января).

Во время болотной осени Предки говорили: «Раскисли дороги — застряли у Болотихи ноги», «Октябрь ни колеса, ни полоза не любит, потому что едет на рябой кобыле». В этот день нельзя делать ничего такого, что нуждается в быстром решении. Напротив, дела, которые начались на Болотиху, долго не решаются и имеют не тот результат, на который надеешься.

Если в семье есть больной человек, знающая женщина поздним вечером берет его рубашку и идет туда, где самое большое болото, приговаривая: «Болотиха дороги размыла, рубашку моего (имя) засосала, и болезнь его в Навь забрала» . После чего топит рубашку в болоте, но не ногами, а дубовой палкой. Трижды налагает на себя перуницу и без оглядки на то место и на небо идет молча домой.

Молитва Богам за здоровье родителей:

Славим Богов Родных за то, что на свет привели,

Родили да благами наделили. Молитвы им посылаем, за отца и мать кровную вопрошаем.

Через них мы пришли в мир Яви, чтоб жизнь свою ладовать,

Богов родных славить и Землю свою беречь

От рода чужого да глаза лихого. Вы, Боги родные, родителей наших благословите

Да под опеку свою возьмите,

Пусть старость спокойно доживают и горя не знают. Пусть здоровье в них прибывает,

А Сила Божья их счастьем наполняет! Слава Богам и Предкам!

 

22 октября Осенние Деды, 27-й День от Овсеня

Осенние Деды - целая череда Святодней, сопутствующих Осеннему Макошью.

Раньше вся жизнь человека была связана с природными явлениями и носила циклический характер. Дни сменяются ночами, лето - зимою, проносятся годы и века, движется-вертится неустанно Коловрат Всебожья Родова. И мы — его часть…

Осенние Деды - поминальный день осенью. После утренней славбы шли на могилы к своим родственникам, на берег реки и несли им кушанья, которые они любили при жизни.

В этот день поминали всех предков независимо от их места захоронения. Перед Дедами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда. Накрывши стол, хозяин дома рек специальное слово (Деды приходите, с нами пейте, едите...; Дед, или на обед!), и приглашал всех Предков на ужин. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов.

За столом поминали каждого Предка по имени. Берегиня-Мать должна приготовить особенные кушанья, которые когда-то любили деды или бабы. Над кушаньем должен быть пар, поскольку именно его предки и потребляют.

Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.

Или можно так: каждого блюда немножко отложить в тарелку и поставить к ней много ложек. Стол убирать нельзя - все кушанья остаются на ночь, рядом нужно поставить миску с водой и полотенце, чтобы души умерших могли помыть руки и вытереть их.

Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордится не одно поколение этого рода.

Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах - их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

В этот день молодые семьи, которые зовут детскую душу к рождению, могут посоветоваться с Предками, кого призывать в Явь к рождению. Если в доме есть больные деды или родители, будьте внимательны к ним, так как с этого времени и до Рождества они уже могут уйти.

По завершению празднования, хозяин провожал Дедов: Прощайте Деды, идите, с собой (беду, болезнь, и т.п) заберите, нас долго ждите...

После «Дедов» обычно приходит Зима, покрывая Землю-Матушку снежным покровом. Так происходит извечный коловорот Жизни.

 26 октября Мокоша

Смещается на 8-ю пятницу от Рожаницmokosha

Праздник, посвященный прощанию с Матерью землей и окончанию периода свадеб, ибо после дня Мары в Яви господствуют неведомые Силы темных Богов. В это время следует уделять больше времени духовному развитию и самопознанию. Строго запрещено в этот день шить, резать, работать с нитками, пряжей, веретеном.

Макоше в пожертву приносят хлеб, калину, кашу, платки, посуду, ленты, мёд, молоко, пряжу, чтобы напряла хозяевам и их деткам долгую нить Жизни. В этот день освящаются цветы, которые в течение года используют в исцелении.

Макоша (Макошь, Мокоша) - Богиня материнства, проявление Великой Матери Лады, как стихии земли и воды. Она является богиней милосердия, счастья и несчастья, женской судьбы, гадания, рукоделия, покровительницей источников и святых колодцев, урожая, защитницей коров. Она супруга (женское проявление) Велеса и, как земля, связана с потусторонним миром, гаданием и колдовством.

МаКоша - это Мать Коша, т.е. земных благ. Если человек о земле заботится, в общий кош добавляет, тогда дарит Макоша ему несчетные богатства, силу, радость и счастье. Земля Руси - это один из лучших кошей земных, в ней большие блага собраны (чернозем). Богатства сии и мудрость волшебная в защите нуждаются, посему Макоша казаков рождает, которые защитниками земли родной становятся. Всегда казаки землицу с собой в поход берут, как оберег матушки родной. Через Макошу себя Богиня Слава проявляет, о благосостоянии детей своих заботясь, чтобы они ведали путь верный к Богам Родным.

Макоша - посредница между небом и землей, а потому на ритуальных полотенцах всегда изображается с поднятыми вверх к небу руками. Она есть источник тепла и влаги, поэтому иногда изображается с руками, опущенными к земле. Макоша - Дух земли, который вызывает весенние дожди и верховодит весенними обрядами, связанными с талыми водами, она покровительница родов и заступница рожениц.

Макоша связана со своей дочерью Долей, от того, как люди её чествуют, так им на земле и ведется. Растениями Мокоши являются аир, конопля и мак, её время - ночь. Это ей посвящается первый скошенный сноп, а её мужу Велесу - последний, после чего снопы связываются, символически закрывая Кош-Землю на осень. Из этих снопов делается Дидух. Символами Богини является прялка и веретено, которыми она ткет из себя явный мир. Праздник Макоши приходится на 17-18 августа, когда солнышко перемещается к созвездию Девы, а также 28 октября, когда солнышко пребывает в созвездии Скорпиона.

С древних времен она изображалась в венке из колосьев и пышных цветов в окружении двух всадников на конях, иногда с петухом в руках или над головой, а рядом с ней – знаки Сварги (образ на полотенцах); есть ее изображение с рогом изобилия в руках (образ в камне, на статуе Световида). Другая форма ее имени Макоша, как считают, происходит от названия растения мак, который у русинов всегда был символом плодородия, достатка, а также ума. Отсюда и понимание Макоши, как Матери Коша – вместилища для семян.

Мокошами еще в XVI веке называли знахарок, колдуний. Мокошин день – пятница. В этот день женщины пытались не шить, не прясть, не стирать белье, чтобы не разгневать свою покровительницу.

Славление Макоше:

Макоша, в Славе Великой приходишь к нам из Ирия, творя достаток детям своим. Твои руки склоняются к нам плодовитыми ветвями, и улыбку Твою видим в тепле осеннем. Богатыми урожаями одариваешь нас и мы чтим и кланяемся Земле святой – Макоше – кормилице нашей. С любовью славим Тебя как дети верные Твои. Слава Матушке Макоше!


28 октября - 3 ноября. Сварожки - Сварожьи Святки. В честь небесного кузнеца Сварога почитали кузнецов.


Ведана

Осенние Праздники: Сентябрь  Октябрь  Ноябрь   Зимние Праздники: Декабрь  Январь  Февраль

Весенние Праздники: Март  Апрель  Май   Летние Праздники: Июнь  Июль  Август